19 марта 2015
![]() |
Барабаны, не бейте слишком громко,- Громки будут отважные дела. О них отдаленные вспомнят потомки В те дни, когда жизнь засияет, светла…» Ф. Сологуб, 1915 |
1 августа 2014 года исполнилось 100 лет с начала Первой мировой войны - бессмысленной и жестокой. Наши современники мало знают об этой войне. Ещё меньше известно широкому кругу о работе метеослужбы в этот период отечественной истории. Эта публикация посвящена историческим лицам, их деятельности и роли в метеорологическом обеспечении военных действий в годы Первой мировой войны.
С начала 20 века, в особенности после окончания русско-японской войны, многие государственные деятели в России были озабоченны укреплением её оборонной мощи. Среди этих людей были ученые, инженеры, военные. Борис Борисович Голицын (1862-1916) – академик, директор Главной физической обсерватории (ГФО) был одним из наиболее энергичных ученых, пропагандировавших идею создания единой метеорологической службы России на новых принципах. В своих выступлениях он так же настаивал на создании в России мощного воздушного флота, включающего аэропланы, аэростаты и воздушные шары. Благодаря настойчивости Б.Б. Голицына и по соглашению с Главным Управлением Генерального штаба и Морским Генеральным штабом, обсерватория приступила к составлению прогнозов погоды для военных нужд. Спрос на метеорологическую информацию постоянно возрастал и уже к концу 1914 года ГФО регулярно передавала прогнозы 25 различным органам военного управления, обеспечивая прогнозами погоды авиацию, отдельные армии, Балтийский и Черноморский флот, разведывательные службы и судоходство на Белом море.
![]() |
![]() |
Борис Борисович Голицын (1862-1916) |
Запуск воздушного шара для изучения характеристик атмосферы |
Разработанные Б.Б. Голициным общие основания законопроекта о преобразовании метеорологического дела в России предполагалось обсудить на III Метеорологическом съезде, но ход военных действий вынудил отказаться от его созыва и потребовал значительный перестройки деятельности Главной физической обсерватории. По инициативе Б.Б.Голицина 22 декабря 1915 года в России было создано Главное военно-метеорологическое управление (Главмет), которое он и возглавил. Создание Главмета позволило расширить метеорологическое обеспечение российской армии. В состав Главмета вошли два отделения ГФО – синоптическое и поверки инструментов. Важнейшей задачей управления было обслуживание армейских частей и морского флота прогнозами погоды. Особое значение прогнозы погоды имели при организации газовой обороны. Германские войска начали широкое применение химического оружия, осуществляя газовые атаки против солдат Российской армии. Для определения направления и скорости ветра на данном участке боевых действий были организованы метеорологические посты по газовой обороне окопов в дивизиях и тылах первой линии фронта, что позволило уменьшить потери боевых частей армии.
Данные из журнала погоды Главмета, которые отправлялись в штабы армии во времена Первой мировой войны
С октября 1915 года в ГФО ежемесячно стал выпускаться обзор погоды для Северного фронта, а с января 1916 года - обзоры для Северного, Западного и Южного фронтов. По инициативе Б.Б.Голицына в годы войны с 1915-1917 годы было выпущено три тома Геофизического сборника. Кроме того, благодаря административному таланту Б.Б.Голицина, было положено начало отечественного приборостроения для нужд гидрометеорологии и геофизики на базе небольших мастерских.
В апреле 1916 года были сформированы и отправлены на фронт метеорологические отделения штабов армий. В связи с тем, что объем работ по метеобеспечению войск постоянно расширялся, директору ГФО пришлось сократить научные исследования несвязанные с обслуживанием армии и флота прогнозами погоды.
На протяжении всей жизни и, особенно в годы войны, Б.Б.Голицын отдавал все свои силы служению Родине и в напряженном труде настолько подорвал своё здоровье, что легкая простуда прервала его жизненный путь. Он скончался 17 мая 1916 года.
Военные действия осложнили получение первичной метеорологической информации в связи с потерей части пунктов наблюдений в зоне боевых действий или из-за мобилизации наблюдателей. В 1915 году закрылись 44 метеорологические станции 2 разряда. В 1916 году наблюдательная сеть сократилась на 40% и насчитывала всего 850 станций 2 разряда. С сентября 1916 года военная цензура запретила передачу метеорологических данных в Скандинавские страны и в Финляндию, которые, в свою очередь, перестали присылать метеорологические сводки в ГФО. К концу 1916 года деятельность ГФО и подведомственных ей учреждений значительно сократились. Почти прекратились климатологические исследования. Прекратилось издание Летописи ГФО и ежедневного метеорологического бюллетеня.
Впервые в истории войн началось применение авиации в боевых действиях, полеты фронтовой авиации требовали метеорологических прогнозов как минимум на двое суток вперед. Возникла принципиально новая и сложная задача – подготовка метеорологических прогнозов в условиях, когда в прифронтовой полосе многие станции не работали, что потребовало изменений действующей структуры службы погоды. Были созданы новые синоптические бюро при Тифлисской обсерватории для обслуживания Турецкого фронта и в пригороде Варшавы, где базировалась воздушная эскадра и были необходимы оперативные прогнозы погоды. В синоптической практике для прогнозов стал использоваться новый метод разработанный сотрудниками ГФО Е.И.Тихомировым и М.Ф.Петелиным, а так же данные наблюдений с помощью шаров-пилотов и аэростатов. Оправдываемость прогнозов погоды ГФО увеличилась до 88%.
Более чем в 40 авиационных отрядах были организованны метеорологические наблюдения и началось осуществление проекта Аэронавигационной службы.
Ветровые наблюдения на полевом аэродроме
Царская Россия к началу Первой мировой войны имела лишь 14 постоянных аэродромов. В период войны строились главным образом временные полевые аэродромы без каких-либо особых усовершенствований. Основным условием выбора месторасположения подобных аэродромов являлось близость к штабу наземных войск и существование линий связи. Однако вскоре для обеспечения эффективной деятельности военных аэродромов выявилась потребность учета при выборе места расположения аэродрома скорости и направления ветра, количества осадков, различных метеорологический явлений. Для этого необходимы были данные метеорологических наблюдений, т.е. организация аэродромных метеостанций. До конца войны Главное военно-метеорологическое управление возглавляли ученики академика Б.Б. Голицина – известные русские ученые А.Н.Крылов, И.П.Семенов-Тян-Шанский. В эти годы многие работники Главмета были призваны в действующую армию, многие шли добровольцами.
Замечательным примером патриотизма и преемственности поколений в истории Гидрометслужбы является род Рыкачёвых. Михаил Михайлович Рыкачев пошел по стопам своего отца Михаила Александровича Рыкачёва, одного из основателей метеорологического дела в России. Избрав для себя специальность метеоролога М.М Рыкачев работал в ГФО, являясь одним из видных её сотрудников. В 1914 году он записался добровольцем на фронт и был направлен в Эскадру воздушных кораблей (ЭВК) «Илья Муромец» - первом в истории русской авиации соединении тяжелых бомбардировщиков конструкции русского авиа-инженера И.И.Сикорского (1889-1972). Начальник ЭВК Генерал-майор М.В.Шидловский укомплектовывал свою эскадру лучшими летчиками и специалистами. М.М.Рыкачев был назначен заведующим метеорологической станцией. В 1915 году он получил воинское звание прапорщика. Пользуясь заслуженным авторитетом ученого, он добился снабжения ЭВК редкими в то время необходимыми приборами и оборудованием, наладил прямую телефонную связь с ГФО. Метеорологическая станция располагалась при штабе ЭВК. На должность метеонаблюдателей М.М.Рыкачев подобрал наиболее способных вольноопределяющихся из числа студентов, добровольно поступивших в армию. Наблюдатели осуществляли метеорологические и шаропилотные наблюдения, ежедневно принимали метеорологическую сводку из ГФО, составляли синоптические карты. В условиях военного времени М.М.Рыкачев сумел организовать полноценные исследования распределения ветрового режима в приземном слое атмосферы в районе аэродрома базирования.
Воздушный корабль «Илья-Муромец»
Петр Николаевич Нестеров-русский лётчик, герой первой мировой войны
В период войны работу авиационно-метеорологической службы на фронте возглавлял известный русский ученый, крупнейший специалист по динамической метеорологии Александр Александрович Фридман (1888-1925), поступивший добровольцем в авиационный отряд. В 1914-1917 годах он участвовал в организации аэронавигационной и аэрологической службы на действующих фронтах, был летчиком-испытателем, участвовал в боевых вылетах, за что был удостоен звания Георгиевского кавалера и награжден золотым оружием. Летом 1914 года А.А.Фридман принимал участие в наблюдениях за солнечным затмением с борта дирижабля. Он первым в России признал необходимость создания отечественного авиаприборостроения, став создателем и первым директором завода «Авиаприбор» в Москве.
![]() |
![]() |
Александр Александрович Фридман (1888-1925) |
Запуск аэростата на действующем фронте |
Опыт работы Российской метеорологической службы в условиях Первой мировой войны послужил хорошим фундаментом для деятельности службы в последующие годы и, в особенности, в годы Великой Отечественный войны, в очередной раз подтверждая неразрывную связь времен и преемственности поколений.