Исторический очерк. Метеорология в годы Первой мировой войны

19 марта 2015

 

Барабаны, не бейте слишком громко,-

Громки будут отважные дела.

О них отдаленные вспомнят потомки

В те дни, когда жизнь засияет, светла…»

Ф. Сологуб, 1915  

1 августа 2014 года исполнилось 100 лет с  начала Первой мировой войны - бессмысленной и жестокой. Наши современники мало знают об этой войне. Ещё меньше известно широкому кругу о работе метеослужбы в этот период отечественной истории. Эта публикация посвящена историческим лицам, их деятельности и роли в метеорологическом обеспечении военных действий в годы Первой мировой войны.

С начала 20 века, в особенности после окончания русско-японской войны, многие государственные деятели в России были озабоченны укреплением её оборонной мощи. Среди этих людей были ученые, инженеры, военные. Борис Борисович Голицын (1862-1916) – академик, директор Главной физической обсерватории (ГФО) был одним из наиболее энергичных ученых, пропагандировавших идею создания единой метеорологической службы России на новых принципах. В своих выступлениях он так же настаивал на создании в России мощного воздушного флота, включающего аэропланы, аэростаты и воздушные шары. Благодаря настойчивости Б.Б. Голицына и по соглашению с Главным Управлением Генерального штаба и Морским Генеральным штабом, обсерватория приступила к составлению прогнозов погоды для военных нужд. Спрос на метеорологическую информацию постоянно возрастал и уже к концу 1914 года ГФО регулярно передавала прогнозы  25 различным органам военного управления, обеспечивая прогнозами погоды авиацию, отдельные армии, Балтийский и Черноморский флот, разведывательные службы и судоходство на Белом море.

   
 

Борис Борисович Голицын (1862-1916) 

 

Запуск воздушного шара для изучения характеристик атмосферы

Разработанные Б.Б. Голициным общие основания законопроекта о преобразовании метеорологического дела в России  предполагалось обсудить на III Метеорологическом съезде, но ход военных действий вынудил отказаться от его созыва и потребовал значительный перестройки деятельности Главной физической обсерватории. По инициативе Б.Б.Голицина 22 декабря 1915 года в России было создано Главное военно-метеорологическое управление (Главмет), которое он и возглавил. Создание Главмета позволило расширить метеорологическое обеспечение российской армии. В состав Главмета вошли два отделения ГФО – синоптическое  и поверки инструментов. Важнейшей задачей управления было обслуживание  армейских частей и морского флота  прогнозами погоды. Особое значение прогнозы погоды имели при организации газовой обороны. Германские войска начали широкое применение химического оружия, осуществляя газовые атаки против солдат Российской армии. Для определения направления и скорости ветра на данном участке боевых действий были организованы метеорологические посты по газовой обороне окопов в дивизиях и  тылах первой линии фронта, что позволило уменьшить потери боевых частей армии. 

Данные из журнала погоды Главмета, которые отправлялись в штабы армии во времена Первой мировой войны

 С октября 1915 года в ГФО ежемесячно стал выпускаться  обзор погоды для Северного фронта, а с января   1916 года - обзоры для Северного, Западного и Южного фронтов. По инициативе Б.Б.Голицына в годы войны с 1915-1917 годы было выпущено три тома Геофизического сборника. Кроме того, благодаря административному  таланту Б.Б.Голицина, было положено начало отечественного приборостроения для нужд гидрометеорологии и геофизики на базе небольших мастерских.

В апреле 1916 года были сформированы и отправлены на фронт метеорологические отделения штабов армий. В связи с тем, что объем работ по метеобеспечению войск постоянно расширялся, директору ГФО пришлось сократить научные исследования несвязанные с обслуживанием армии и флота прогнозами погоды.

На протяжении всей жизни и, особенно в годы войны, Б.Б.Голицын отдавал все свои силы служению Родине и в напряженном труде настолько подорвал своё здоровье, что легкая простуда прервала его жизненный путь. Он скончался 17 мая 1916 года.

Военные действия осложнили получение первичной метеорологической информации в связи с потерей части пунктов наблюдений в зоне боевых действий или из-за мобилизации наблюдателей. В 1915 году закрылись 44 метеорологические станции 2 разряда. В 1916 году наблюдательная сеть сократилась на 40% и насчитывала всего 850 станций 2 разряда. С сентября 1916 года военная цензура запретила передачу метеорологических данных в Скандинавские страны и в Финляндию, которые, в свою очередь, перестали присылать метеорологические сводки в  ГФО. К концу 1916 года деятельность ГФО и подведомственных ей учреждений значительно сократились. Почти прекратились климатологические исследования. Прекратилось издание Летописи ГФО и ежедневного метеорологического бюллетеня. 

Впервые в истории войн началось применение авиации в боевых действиях,  полеты фронтовой авиации требовали метеорологических прогнозов как минимум на двое суток вперед. Возникла принципиально новая и сложная задача – подготовка метеорологических прогнозов в условиях, когда в прифронтовой полосе многие станции не работали, что потребовало изменений действующей структуры службы погоды. Были созданы новые синоптические бюро при Тифлисской обсерватории для обслуживания Турецкого фронта и в пригороде Варшавы, где базировалась воздушная эскадра и были необходимы оперативные прогнозы погоды. В синоптической практике для прогнозов стал использоваться новый метод разработанный сотрудниками ГФО Е.И.Тихомировым и М.Ф.Петелиным, а так же данные наблюдений с помощью шаров-пилотов и аэростатов. Оправдываемость прогнозов погоды ГФО увеличилась до 88%.

Более чем в 40 авиационных отрядах были организованны метеорологические наблюдения и началось осуществление проекта Аэронавигационной службы.

Ветровые наблюдения на полевом аэродроме

Царская Россия к началу Первой мировой войны имела лишь 14 постоянных аэродромов. В период войны строились главным образом временные полевые аэродромы без каких-либо особых усовершенствований. Основным условием выбора месторасположения подобных аэродромов являлось близость к штабу наземных войск и существование линий связи. Однако вскоре для обеспечения эффективной деятельности военных аэродромов выявилась потребность учета при выборе места расположения аэродрома скорости и направления ветра, количества осадков, различных метеорологический явлений. Для этого необходимы были данные метеорологических наблюдений, т.е. организация аэродромных метеостанций. До конца войны Главное военно-метеорологическое управление возглавляли ученики академика Б.Б. Голицина – известные русские ученые А.Н.Крылов, И.П.Семенов-Тян-Шанский. В эти годы многие работники Главмета были призваны в действующую армию, многие шли добровольцами.

Замечательным примером патриотизма и преемственности поколений в истории Гидрометслужбы  является род Рыкачёвых. Михаил Михайлович Рыкачев пошел по стопам своего отца Михаила Александровича  Рыкачёва, одного из основателей метеорологического дела в России. Избрав для себя специальность метеоролога М.М Рыкачев работал в ГФО, являясь одним из видных её сотрудников. В 1914 году он записался добровольцем на фронт и был направлен в Эскадру воздушных кораблей (ЭВК) «Илья Муромец» - первом в истории русской авиации соединении тяжелых бомбардировщиков конструкции русского авиа-инженера И.И.Сикорского (1889-1972). Начальник ЭВК Генерал-майор М.В.Шидловский укомплектовывал свою эскадру лучшими летчиками и специалистами. М.М.Рыкачев был назначен заведующим метеорологической станцией. В 1915 году он получил воинское звание прапорщика. Пользуясь заслуженным авторитетом ученого, он добился снабжения ЭВК редкими в то время необходимыми приборами и оборудованием, наладил прямую телефонную связь с ГФО. Метеорологическая станция располагалась при штабе ЭВК. На должность метеонаблюдателей М.М.Рыкачев подобрал наиболее способных вольноопределяющихся из числа студентов, добровольно поступивших в армию. Наблюдатели осуществляли метеорологические и шаропилотные наблюдения, ежедневно принимали метеорологическую сводку из ГФО, составляли синоптические карты. В условиях военного времени М.М.Рыкачев сумел организовать полноценные исследования распределения ветрового режима в приземном слое атмосферы в районе аэродрома базирования.  

 

Воздушный корабль «Илья-Муромец»

 

Петр Николаевич Нестеров-русский лётчик, герой первой мировой войны

В период войны работу авиационно-метеорологической службы на фронте возглавлял известный русский ученый, крупнейший специалист по динамической метеорологии Александр Александрович Фридман (1888-1925), поступивший добровольцем в авиационный отряд. В 1914-1917 годах он участвовал в организации аэронавигационной и аэрологической службы на действующих фронтах, был летчиком-испытателем, участвовал в боевых вылетах, за что был удостоен звания Георгиевского кавалера и награжден золотым оружием. Летом 1914 года А.А.Фридман принимал участие в наблюдениях за солнечным затмением с борта дирижабля. Он первым в России признал необходимость создания отечественного авиаприборостроения, став создателем и первым директором завода «Авиаприбор» в Москве.

   
 

Александр Александрович Фридман (1888-1925)         

 Запуск аэростата на действующем фронте    

Опыт работы Российской метеорологической службы в условиях Первой мировой войны послужил хорошим фундаментом для деятельности службы в последующие годы и, в особенности, в годы Великой Отечественный войны, в очередной раз подтверждая неразрывную связь времен и преемственности поколений.