Великая стена Для защиты Европы предлагают построить самую большую в мире дамбу

25 марта 2020

Представьте 637-километровую дамбу, одна часть которой простирается от Шотландии до Норвегии, а другая и вовсе перекрывает море между Францией и Англией. О проекте, удачно названном NEED (от английского Северная европейская заградительная дамба), успели сообщить ведущие мировые СМИ, и это не случайно — глобальные климатические угрозы требуют столь же масштабных решений, а этот проект — как раз из таких.
 Но сначала о том, зачем он вообще понадобился: не секрет, что климатические изменения на планете повлияли на уровень Мирового океана — он растет. Это заметно невооруженным глазом: осенью прошлого года уровень воды в Венеции достиг отметки в 187 см, едва не побив антирекорд, зафиксированный в 1966 году (194 см). Ну а в той части Европы, которую предлагается прикрыть уникальной дамбой, потенциальные проблемы грозят более 25 млн жителей. Хороший повод для чего-то грандиозного.
— За последние десять лет рост уровня Мирового океана ускорился примерно в два раза,— говорит Алексей Кокорин, директор программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России.— Согласно существующим моделям, к концу XXI века он поднимется ориентировочно на один метр — это относительно немного. Но все будет разниться в зависимости от того или иного места. В тропиках кое-где уровень океана поднимется примерно на 1,5 м, на Балтике, напротив, лишь на 0,5. Прибавьте к этому больше штормовых ветров, а значит, и так называемых нагонных явлений. Плюс приливы. При сложении всех этих факторов уже очевидно: ситуация тревожная.
«Высокая вода» — этот романтический термин из венецианской жизни становится большой проблемой для островов и прибрежных регионов.
Как отмечает Кокорин, частота, когда приходит высокая вода, и ее уровни увеличиваются.
— Венеция и островные государства, например, Кирибати, столкнутся с проблемами уже в этом веке,— говорит эксперт.— Для других стран и регионов затопления станут актуальны чуть позже, в XXII веке, но это не значит, что можно расслабиться. Под водой окажутся, к примеру, значительные территории юго-восточной Азии. У нас под ударом — Калининградская область, Санкт-Петербург. Дамбу для защиты Северной столицы пришлось строить еще до всех этих перемен, а сегодня уже очевидно, что ее придется реконструировать — уже под новые вызовы. Что касается территорий за пределами петербургской дамбы, то существенная часть их будет затоплена. К счастью, возможные сценарии были недавно просчитаны по заказу городского правительства.
Какие защитные меры предлагают специалисты? Тут, собственно, и стоит вспомнить о проекте NEED. Его авторы, исследователи из Нидерландов и Германии, честно отмечают: поначалу сам проект может показаться ошеломляющим и нереалистичным, но это только первое впечатление. Мол, по сравнению с миграцией из затапливаемых мест или в пересчете на усилия каждой конкретной страны он вполне подъемный.
Итак: 15 стран Европы должны защититься от последствий глобального изменения климата двумя огромными дамбами. Южная (соединит Францию, недалеко от Бреста, с юго-западным побережьем Англии) составит 161 км в длину и в среднем 85 м в глубину. Северная (от северо-востока Шотландии через Оркнейские и Шетландские острова до Бергена в Норвегии) и вовсе побьет все мыслимые рекорды — она будет 476 км в длину и, опять же в среднем, 127 м в глубину. За абстрактными цифрами — беспрецедентная инженерная задача. Судите сами: крупнейшими дамбами сегодня считаются Афслёйтдейк в Нидерландах (ее длина 32 км, высота — 11 м, а ширина — 90 м) и Сэмангым в Южной Корее (33 км, 36 м и 290 м соответственно). Так вот они практически лилипуты в сравнении с тем, что предлагается в проекте NEED. Однако самый главный вызов — это то, что часть дамбы должна пройти по дну так называемой Норвежской траншеи, где глубина уходит за 300 м. Как тут быть? Авторы проекта успокаивают: современные технологии, используемые, в частности, при строительстве нефтяных платформ, могут справиться и с этим.
Или вот еще актуальная проблема: для строительства понадобится 51 млрд тонн песка. Сравните: столько песка расходуют во всем мире за год! Чем не амбициозная техническая задача? А ведь есть еще и неочевидные последствия самого строительства: нужно понимать, что дамба необратимо повлияет не только на морскую жизнь, но и на атмосферную циркуляцию, режим распределения осадков. Впрочем, авторы идеи уверены: дамба того стоит!
Более того, эксперты пошли еще дальше и «прикинули», где бы еще в мире могли пригодиться такие суперсооружения. Это Ирландское, Японское, Средиземное, Балтийское и Красное моря, а также Персидский залив. Звучит как фантастика? Тогда стоит напомнить о другом амбициозном предложении, которое недавно обсуждалось: о строительстве дамб вокруг тающих ледников Гренландии и Антарктики! Одним словом, подобные мегапроекты становятся все популярнее — уж слишком беспрецедентно все, что сейчас происходит с климатом Земли.
Мы связались с одним из авторов исследования, Шурдом Гроскампом из Королевского института морских исследований в Нидерландах, чтобы узнать подробности, оставшиеся «за кадром».
— Когда именно NEED станет наилучшим решением (в контексте повышения уровня моря), сказать пока трудно, нужны дальнейшие исследования,— заявил «Огоньку» Гроскамп.— Мое изначальное предположение, что NEED может оказаться интересным решением, когда уровень моря поднимется на 2 м и выше. В зависимости от прогнозов, на которые вы ориентируетесь, это случится самое раннее — в 2100-м, а самое позднее — в 2300-м. Однако желательно, конечно, избежать такого подъема уровня моря, так, чтобы столь большую дамбу строить не пришлось.
На каком этапе находится проект? По словам Гроскампа, идея «разошлась», а ученые уже принялись размышлять над тем, как ее усовершенствовать. Более того, судя по реакции в датской прессе, довольно много экспертов согласно, что технически это возможно.
— Политики со мной не связывались, думаю, основная причина: необходимо время, чтобы такие идеи прижились,— размышляет эксперт.
Тем временем масштабные попытки приспособиться к меняющемуся климату действительно предпринимают по всему миру, и Россия здесь не исключение. Об одной из таких попыток рассказал Алексей Кокорин из WWF.
— Наш фонд участвует в совместном российско-германском проекте в бассейне реки Амур, он стартует со следующего года,— говорит Кокорин.— Суть проекта в следующем. Согласно климатическим моделям, в ближайшем будущем может измениться восточноазиатский муссон, часть которого заходит на нашу территорию и является причиной наводнений на Амуре. Там самое тревожное — это выпадение большого числа осадков за несколько дней. Так вот на Амуре запланирован целый комплекс «защитных» мероприятий: от введения нового режима работы водохранилищ до создания новых особо охраняемых природных территорий. В целом же проекты по адаптации к происходящему можно только приветствовать, но нужно и заботиться о сокращении выбросов. Одно без другого — это полумеры.
Символично, что на фоне всех этих перемен не остался незамеченным юбилей — 50-летие еще одного невероятного проекта… по строительству гидроузла, перекрывающего Берингов пролив (а точнее, выхода книги инженера и географа Петра Борисова, в которой он описал этот проект). Плотина, по задумке, должна была преградить путь холодному течению из Ледовитого океана, климат на нашем севере стал бы теплее и мягче, да что там — по плотине можно было бы пустить скоростные поезда между Советским Союзом и США. Сам проект так и остался на бумаге. Но вот парадокс: климат на Земле меняется слишком быстро. Может, и до «Беринговой плотины» доживем?

 

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4274758